Наверх

Партизаны
полной луныНаши лица

Борис Гребенщиков (БГ)

Написать о БГ, не повторяя то, что о нем уже сказано, без банальностей, непросто. Не написать о нем нельзя, потому что в этой истории он – причина всего. Тех, для кого его творчество – значимый ориентир, не много по сравнению с публикой, которая сутками поглощает попсу, но и не так уж мало, если судить по залам на его концертах.

Борис Гребенщиков вышел из поколения «дворников и сторожей», которые никак не вписывались в серость советской жизни и злили обывателей тем, что дерзали оставаться свободными в своем полулегальном, но не таком уж хрупком сообществе единомышленников. Он испытал искушение известностью, когда после «квартирников» и тесных рок-клубовских залов группу «Аквариум» вдруг «взяли в телевизор» и позволили выступать на таких площадках, где раньше их и представить было бы странно. На эти концерты, кроме старых и верных друзей, подтягивались младшие братья и сестры прежних Сергеевых и Ивановых, и взросление для них совпало со сменой целой эпохи. Но для БГ не стоял вопрос, что это поколение хочет слушать.

Борис Гребенщиков вошел в свою воду и двигался дальше, ориентируясь по пунктирному звону колокольчика, намечавшего путь к новым истинам и новому звучанию. География его путешествий стала гораздо шире, а с нею менялись и музыка, и тексты.

Он по-прежнему делится своими «скрытыми смыслами» со всеми, кто готов их принять, и продолжает делать все так, как знаемо только ему, Мастеру Бо. Его нынешнее странствие в экзотичных и просветленных сферах течет вне понятий актуального и злободневного. БГ – сам по себе, он не адаптируется к обстоятельствам времени и места. Не потому ли обстоятельства ему благоволят?

Он успешен в понимании прагматиков: залы на его концертах всегда заполнены, график гастролей насыщен. Он исполняет и новое, и вещи, которые все помнят наизусть уже сто-пятьсот лет. Гребенщиков не участвует в «копирайтных» баталиях, спокойно отпуская свои песни в свободное плавание. «Это песни, которые уже были.

Меня интересуют песни, которые будут. То, что было, уже не мое. Оно уже ваше», – сказал он, разрешив использовать свою музыку и стихи для постановки спектакля «Музыка серебряных спиц».

Больше того, хитроумный мастер заинтригован: ему интересно, как это все зазвучит в интерпретации молодых и талантливых ребят, большинства из которых еще и на свете не было, когда «Аквариум» уже жил «в полный рост»! Он рассказывает, что и сам любит исполнять других – важно только, чтобы исполнение было «своим», а не копировало первоисточник. В этом – творчество, в отличие от ремесла.

27 ноября у БГ очередной ДР (день рождения, если кто не понял). Круглая дата, хотя что нам цифры? Разве они имеют отношение к искренности? Все участники проекта «Музыка серебряных спиц» очень стараются, чтобы спектакль стал достойным подарком автору и вдохновителю. Созданное от сердца пусть оживет у всех на глазах.